+7 (495) 505 03 44

Москва, Ленинский проспект, д. 158, оф. 0217

15 лет на рынке аудиторских услуг

Пресс-центр

ВНИЗ

08.07.2019

Оценка налоговых рисков

 

В предыдущей статье мы рассмотрели, каким образом можно выявить налоговые риски.

Но мало само по себе выявить налоговый риск, есть он или нет. Его надо оценить.

Оценка рисков может быть качественной и количественной.

u При количественной оценке, т.е. при определении суммы риска, достаточно умножить базу для расчета риска на налоговую ставку налога, по которому возник риск.

            Например, если возник риск по налогу на прибыль в виде отсутствия документального подтверждения расхода, для расчета риска необходимо умножить сумму расходов, по которым нет документального подтверждения, на налоговую ставку.

u Качественная оценка - это оценка вероятности возникновения налогового риска. В данном случае используется экспертный метод.

Чаще всего выделяют следующие качественные оценки налоговых рисков:

1.      высокий риск - требования налогового законодательства нарушены, позиция налоговых органов и/или Минфина России по сложным вопросам налогового законодательства достаточно обоснована и неблагоприятна для налогоплательщика; арбитражная практика отсутствует либо сложилась не в пользу налогоплательщика;

  1. средний риск - требования налогового законодательства не нарушены, но позиция налоговых органов и/или Минфина России неблагоприятна для налогоплательщика; арбитражная практика отсутствует либо позиция судов неоднозначна;
  2. низкий риск - требования налогового законодательства не нарушены, позиция налоговых органов и/или Минфина России неблагоприятна для налогоплательщика, но арбитражная практика сложилась в пользу налогоплательщика.

 

Для проведения качественной оценки может использоваться ранжирование, когда в баллах оцениваются:

u вероятность обнаружения (вероятность возникновения претензий налогового органа) - характеристика риска, которая представляет экспертную оценку, данную в интервале от 1 до 5 в зависимости от возможности обнаружения обстоятельств, лежащих в основании риска, при проведении налоговых или иных проверок;

u вероятность проигрыша спора в суде в случае возникновения претензий налогового органа - характеристика риска, которая представляет экспертную оценку, данную в интервале от 1 до 5 в зависимости от возможности проигрыша спора в суде с учетом сформировавшейся судебной практики.

u вероятность наступления рискового события, т.е. вероятность обнаружения (вероятность возникновения претензий налогового органа) и вероятность проигрыша спора в суде в случае возникновения претензий налогового органа, после чего определяется степень риска.

Для расчета интегральной оценки рисков показатели оценки риска умножаются и ранжируются по следующим группам:

·         "remote" - отдаленный (степень риска от 1 до 5),

·         "possible" - возможный (степень риска от 6 до 14),

·         "probable" - вероятный (степень риска от 15 до 25).

После чего определяется интегральная оценка риска:

Интегральная оценка риска = Степень риска x Финансовая оценка риска x Величина риска.

            Вместе с тем, интегральную оценку риска могут дать только привлеченные эксперты. Как руководителю самому оценить размер налогового риска?

Для оценки налоговых рисков деятельности предприятия руководителю может помочь Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденная Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@

В частности, Концепцией определены Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, что делает для организаций процесс выбора объекта выездной налоговой проверки более прозрачным.

Минфин в Письме от 24.08.2018 N 03-02-08/60494 подтвердил, что, как и прежде, отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок осуществляется налоговыми органами в соответствии с Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок и Общедоступными критериями самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков (приложения 1 и 2 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@).

Выбор налогоплательщиков для проведения выездных проверок осуществляется после тщательного и всестороннего анализа всей имеющейся у налоговых органов информации о налогоплательщиках, в том числе полученной из внешних источников.

 

Всего налоговой службой принято 12 ключевых признаков для самостоятельной оценки налоговых рисков:

1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.

6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.

7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками ("цепочки контрагентов") без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, и (или) непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т.п.

10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения ("миграция" между налоговыми органами).

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

 

Данные критерии достаточно простые, и руководитель может сам оценить, насколько поможет или навредит его организации, например, заявление в налоговую инспекцию о утрате документов, третий переход за последний год между инспекциями или еще какие-либо его действия.

На практике, к сожалению, руководители в большинстве либо не слышали о Концепции выездных налоговых проверок, хотя данному документу уже более 12 лет, либо затрудняются его применять самостоятельно.

В случае, если руководитель не может сам оценить величину налогового риска, лучше всего обратиться к профессионалам. Если подтвердят, что все в порядке, проблем нет - значит можно спокойно дальше работать, не опасаясь за бизнес. Если специалисты выявят налоговый риск и оценят его как высокий – значит надо будет попросить их дать рекомендации по устранению налогового риска и организовать данную работу. И лучше это не откладывать на завтра.

Возврат к списку

Контакты

119526, г. Москва,
Ленинский проспект, д. 158, оф. 0217

Заполните форму
и мы свяжемся с Вами


CAPTCHA
Подтверждаю согласие на обработку персональных данных